Вышедшая в 2000 году Deus Ex — одна из последних легенд «Золотого Века» индустрии. Того времени, когда на разработку тратили уже достаточно, чтобы уделить внимание и истории, и стилю, и самому процессу игры, но всё ещё не оглядывались ежеминутно на отдел маркетинга. Только послушайте, что говорят в заставке игры. Картина тёмного будущего, кризис с чумой и вакциной «Амброзия», ключевые игроки в борьбе за контроль, основные места, где вам предстоит побывать, даже планы глав. злодея — всё описано, пусть и в общих чертах. Думаете сегодня подобное возможно?человек проект.
Человеческий фактор
Необходимость думать и внимательно смотреть и слушать, что происходит вокруг — одна из ключевых особенностей, отличающая хорошую сюжетно-ориентированную игру от плохой. В Deus Ex вы, конечно, можете просто бродить по уровням и действовать методом тыка, однако внимательность позволит не только сэкономить время, но и получить доступ ко многим интересным вещам. На брифингах подсказывают, какие подходы к цели лучше для скрытого проникновения, а какие для лобовой атаки. На улице можно услышать о местных «достопримечательностях», таких как подпольные магазины и тайные ходы. Исследуя помещения и логинясь к сетям через терминалы можно найти спрятанные хранилища оружия и снаряжения, узнать пароли и другую полезную информацию.
Каждый «уровень», будь то оцепленный городской квартал, здание мега-корпорации или сама база UNATCO — это полноценная часть мира игры. Хотите получить доступ к камерам и автоматическим турелям? Ищите комнату охраны. Зашли в больницу? Не упустите случай подлечиться, и реквизировать пару аптечек. Не повредит и перемолвиться парой слов со встречными NPC. Можно получить дополнительное задание или ценный совет. Только выбирайте выражения, а то могут и очередью ответить.
И вообще, хотя основной сюжет игры в целом линеен, у многих ваших действий есть последствия. Поможете бомжу в одной миссии, получите благодарность от подполья в другой. Нащёлкаете побольше «фрагов» в антитеррористической операции — заслужите уважение коллеги... а также взыскание от начальства и упрёк от вашего брата, Пола. Так что придётся решать, что важнее и какими методами идти к цели.
Техника за гранью фантастики
Только не подумайте вдруг, что Deus Ex – это RPG. Правда в ней есть и прокачка, и разговоры с NPC, и принцип «трёх У», но основа геймплея — шутер! Сделанный на движке первого Unreal, с элементами RPG и стелса. И пусть подавятся солёным крендельком те, кто считает ересью подобное смешение жанров. В этой игре вы сами стреляете, крадётесь, бегаете и успех ваших действий зависит от ваших собственных навыков... и в той же степени от навыков героя!
В руках персонажа, плохо владеющего снайперской винтовкой, прицел будет водить туда-сюда, а стоит прокачать нужный навык и целиться станет значительно проще. Хороший пловец быстрее проплывёт заполненный водой туннель, а плохому может не хватить кислорода. Во время взлома от вашей скорости работы с мышкой зависит, успеете ли вы отдать нужные команды и прочитать информацию, но время, которое у вас есть, пока не активируется система безопасности определяется навыком «хакерства».
Всего в игре 11 навыков, в том числе взлом обычных и электронных замков, умение эффективно использовать аптечки, а также камуфляжную/силовую броню. Каждый из них вы прокачиваете отдельно, «покупая» улучшение за набранный при прохождении миссий опыт. Причём большая часть опыта даётся ещё перед началом игры, так что именно при генерации персонажа вам предстоит решить, чему вы отдадите предпочтение.
Но главная изюминка системы прокачки — это аугментации при помощи нано-машин. В каждую часть тела можно встроить одну или несколько таких аугментаций. Например, усилив и укрепив мышцы ног, вы сможете быстрее бегать и выше прыгать, а запрограммировав наниты на улучшение передачи сигналов по нервам, вы получите возможность бесшумно двигаться даже на бегу. Нано-боты, вырабатывающие кислород прямо в лёгких, позволят оставаться под водой пока не кончатся запасы энергии, а подкожная инъекция сделает из вашей кожи бронежилет.
Только не раскатывайте губу особенно сильно. Во-первых, аугментаций для каждой части тела больше, чем слотов в ней. Так что перед каждой операцией вам предстоит мучительный выбор — скорость или сила, невидимость для людей или для техники, возможность создавать дистанционно управляемый зонд для разведки и нейтрализации техники, либо система защиты от ракет (да ближе к концу игры по вам и из ракетниц стрелять будут).
Во-вторых, играть в неуязвимого терминатора (или человека-невидимку, если выберите соответствующие аугментации) вы сможете совсем недолго. Каждая способность при активации расходует энергию и, понятное дело, чем способность круче, тем больше расход. Поэтому не упускайте случая подзарядиться от встречных «розеток» и ищите в заначках специальные батареи, которые позволят восполнить запас энергии в критический момент.
Но самые вкусные «бонусы» — это канистры с нанитами, позволяющие улучшить ваши аугментации. В отличие от самих аугментаций, которые выдаются строго по сюжету на базе или в клинике, канистры можно найти где угодно и использовать когда угодно. Просто выберите нужную способность и она будет улучшена, а вы получите большую силу, увеличенную прочность или такую же невидимость, но с меньшим расходом энергии.
Кстати, улучшать можно и имеющееся у вас оружие. Лазерный прицел, снижающий отдачу приклад, увеличенный магазин — всё это также можно найти в тайниках или получить на складе (если будете с завскладом в хороших отношениях).
При всём богатстве выбора...
Последние штрихи, без которых Deus Ex не была бы той самой игрой — это боевая система и атмосфера. В отличие от обычных шутеров здоровье здесь не сводится к одной шкале, а считается отдельно для каждой руки, каждой ноги, туловища и головы. И если хедшот не является сейчас диковинкой, то ухудшение меткости при ранении в руку или перелом ног от прыжка со слишком большой высоты мало где можно увидеть.
А теперь представьте — в Deus Ex вся эта неординарная механика стелс-шутера с элементами RPG, огромный простор для выбора целей и средств при прохождении ещё и были приправлены великолепной атмосферой киберпанка и теорий заговоров.
Иллюминати, Тамплиеры, Маджестик 12, Зона 51. Если эти названия для вас не пустой звук, если вам знакомы предупреждения об угрозе исходящей от нанотехнологий (т.н. идея «серой слизи») и искусственного интелекта, и вам небезынтересно то, что на самом деле произошло в Розвелле — в этой игре вы почувствуете себя как дома. Только готовьтесь к тому, что объяснения будут не совсем такими, как вы ожидаете.
На самом деле это результат эксперимента по созданию искусственных бойцов. Но когда произошла утечка информации, правительство начало распространять слухи про инопланетян, чтобы скрыть правду.
Кто без меча к нам придёт, тот от нашего наномеча и погибнет!
***
Ну, вот пожалуй и всё. Deus Ex – это великолепный сплав шутера, стелса, RPG и адвенчуры в потрясающей атмосфере кибер (а точнее нано) панка. Есть ли у игры недостатки? Конечно — устаревшая более чем на десяток лет графика, малое количество изображающих толпу мирных NPC (из-за чего якобы людные места выглядят не естественно), проблемы с интеллектом врагов (впрочем в каком стелс-экшене их нет).
Но если для вас главное сюжет, атмосфера, внимание к деталям, то всё выше перечисленное — это небольшая цена за один из величайших шедевров игровой индустрии.
Обзор сделан для конкурса в блоге рейтингов.
писал:
в потрясающей атмосфере кибер (а точнее нано) панка
Мне всё-таки кажется киберпанк там преобладает. Главенство информационных технологий, контроль информационного пространства.
Автор Textoplet 64
Хороший обзор, но временами бред какой-то прёт...
Мой любимый момент, который описывает всю основу игры это какая-то нахрен ненужная пустая часть локации между неписями и противниками:
Попадешь в комнату небольшую, где стоят бочка и два ящика, перед рожей лазеры, активирующие турели над разрушенным мостом над водой и за ними дверь. Это просто коридор. Самый простой коридор в игре, которых в обещем-то по сути раз два и обчёлся (по тем временам там были огромные локации), а свободы действий тонна, которые почти более чем полностью зависят от прокачки персонажа и стиля игры (поэтому я писал выше, что часть статьи бред):
1) Юзаем стальную кожу (укрепление брони), пробегаем.
2) Активируем турели и валим их, как в любом шутане.
3) Находим панель, взламываем её, отключаем лазеры\турели.
4) Юзаем увеличение силы, подтаскиваем ящики вплотную к лазерам, перепрыгиваем сверху и проходим спокойно.
5) Находим вент. решётку и проползаем в обход.
6) Бочку с горючим тащим к лазерам или панели и взрываем всё нахрен с безопасного расстояния.
7) Комбинации изложенных способов прохождения этого коридора.
Ну, типа там, пробегаем через лазеры, ныряем в воду, используя прокачку кислорода\кислородную маску, умудряемся бочкой взорвать турели, прикрываемся ящиком, как щитом, быстро бежим, надеясь на удачу, взрываем нахрен весь коридор при помощи С4 и так далее...
То есть, ели кратко, то в Deus Ex даже при прохождение, блин, какого-то не участвующего в сюжете коридора можно отыскать минимум три варианта прохождения, которые будут зависеть от прокачки главного героя игры... или её отсутствия.
Мой друг в своё время про эту игру говорил так "Вот, я прошёл игру, потом показал другу, когда он проходил я вообще не понимал что он делает, потому что я проходил совершенно по-другому, думаю, что если ты сейчас при мне играть начнёшь, то это будет отлично от того, как проходили мы, и так возьми четвёртого, пятого, все будут проходить разными способами, зависящими от их стиля игры."
Геймер hyispas 37